Преднамеренные действия в бою

Заслуженный мастер спорта СССР, Виталий Андреевич Аркадьев, в своей работе «Тактика в фехтовании», приводит следующие психологические характеристики боевых действий:

«Схематично боевые действия можно разделить на следующие группы: действия преднамеренные, ответно-вынужденные, инстинктивно-защитные, действия рефлекторного характера, инициативные действия экспромтного характера.

Преднамеренные действия в бою возникают, когда фехтовальщик собирается применить какой-то определенный боевой прием и только ждет случая, чтобы, в подходящий момент реализовать свой замысел, свое намерение. Дождавшись или организовав в бою подходящую ситуацию, фехтовальщик проводит задуманное действие. Это преднамеренное, заранее задуманное действие обычно отличается хорошим выполнением. Объясняется это тем, что боец, действующий преднамеренно, хорошо представляет себе движения, которые ему надо совершить.

...преднамеренно действующему бойцу легко сохранять правильность движений в атаке, поскольку он значительно реже, чем импровизирующий фехтовальщик, встречается с возникновением неожиданных ситуаций.»

Пример из спортивного ножевого боя: противник после серии напряженных эпизодов продолжает навязывать активную борьбу концентрируя свои атаки на верхнем уровне, часто выходит на критическую дистанцию и быстро переходит к защите в случае необходимости. Оценив в этом контексте внимание противника как достаточно напряженное, боец убеждается в наличии необходимой дистанции и решает показать ложную атаку в голову из открытой позиции, чем вызывает четвертую защиту противника (защита клинком, повернутым во внутренний сектор). Опережая эту защиту, боец переводит атаку на порез ноги. Противник промахивается, выполняя вынужденную четвертую защиту и не успевает ответить в следующий темп.

Здесь боец заранее представил себе не только собственные действия, но и оценил субъективную сторону поединка - состояние своего противника, степень напряженности его внимания, возникшую у него в ходе поединка сосредоточенность на верхнем уровне. Кроме того, во время проведения ложной атаки, боец успел заметить реакцию противника, на которую он рассчитывал - четвертую защиту, и только после этого он сделал перевод атаки в нижний сектор.

Как мы видим, преднамеренные действия бойца основывались на его наблюдениях за противником, оценке его технического арсенала, всей предыдущей истории боя, тактике противника, на правильном определении момента начала своих действий и верной оценки состояния противника в этот момент.

Можно заметить, что некоторым спортсменам легче даются действия в экспромтных эпизодах, а некоторым - действия предварительно спланированные. Механизм мышления в этих двух ситуациях используется разный.

Планируя преднамеренные действия, боец использует мышление в понятиях, он мыслит средствами родного языка в категориях фехтования. В отличие от эпизодов экспромтного характера, здесь он не только оценивает состояние противника и объективные факторы (дистанцию, положение вооруженной руки и направление оружия и т.п.), но и анализирует историю и структуру поединка, оперирует данными, полученными в разведке. Именно поэтому успешность преднамеренных действий достаточно высока. Но для такого анализа боец должен иметь развитый понятийный аппарат, описывающий поединок в том виде спорта, в соревнованиях по которому он выступает.

Поэтому на вопрос "как научиться хорошо использовать преднамеренные действия в бою" можно ответить так: овладевать терминологией, читать теоретические работы по фехтованию. Разбирать видеозаписи своих и чужих поединков, комментируя (как можно более подробнее) тактические ситуации в усвоенных терминах, стараться воспроизвести ход мыслей каждого противника. Лучше это делать вместе в спортивном коллективе, в паре паре с товарищем по тренировкам или инструктором или письменно - в этом случае понятийное мышление будет задействовано более глубоко. И наконец, проводить учебные поединки с различными тактическими задачами, требующими включения понятийного мышления в ходе самого поединка.

Задача инструктора - снабдить практические задания, которые он ставит на уроке перед подготовленными спортсменами, верным теоретическим обоснованием. Инструктор должен использовать здесь все богатство терминологии, глубоко раскрывая понятия, стоящие за терминами.

На продвинутом этапе подготовки инструктор может ставить такие задачи, которые потребуют от спортсмена интенсивного мышления в категориях фехтования в ходе самого выполнения задания. Это могут быть задачи на создание определенной тактической ситуации, на создание ситуации и реализацию приема, которые должны решаться с разными соперниками.

Преднамеренные действия имеют не только непосредственно боевое значение, но и методическое. Весь тактико-технический арсенал, который может быть применен в экспромтных, ответно-вынужденных или инстинктивно-защитных действиях, должен быть сначала проработан на уроке в виде преднамеренных действий. Именно преднамеренный режим выполнения техник составляет запас прочности техники бойца.

А. Хохлов, 02.09.2017